Вид деятельности2

Дефектолог

   Дефектолог — это профессиональный специалист, который занимается изучением и проработкой психофизиологических особенностей развития ребенка,обогащением словарного запаса, коррекцией грамматического строя речи,  лексико-грамматическим развитием, развитием фонетико-фонематического восприятия,  стремится к развитию у ребенка более образного мышления, развитию памяти, внимания и к правильному становлению всех психо-физиологических особенностей.

   Речь неразрывно связана с памятью, мышлением и вниманием. При любом речевом отклонении психика не может развиваться полноценно, начинаются проблемы с письмом и чтением.

   Дефектолог занимается более тяжелыми нарушениями речи такими как:

  1. Дисфония.

Это нарушение связано с нарушением голоса, которое возникает из-за патологических изменений голосового аппарата. Слабость голоса, хрипота, осиплость — все это признаки дисфонии. Она может возникнуть в любом возрасте по разным причинам. И самая распространенная — это ОРВИ, которое приводит к тому что голос человека меняется. При дисфонии пациент может говорить шепотом или дребезжащим голосом.

  1. Брадилалия.

Это чрезмерное замедление темпа и ритма речи. Если его не скорректировать, оно может перейти в заикание. Есть несколько ее степеней. И если при легкой она мало заметна, то при тяжелой степени расстройства речь нарушается так сильно, что люди не понимают говорящего. При брадилалии медленным становится не только темп речи, но и письмо, затормаживаются и физические, и физиологические процессы.  Среди причин, из-за которых она возникает, — неврологические заболевания и нарушения психики.

  1. Тахилалия.

Наоборот, слишком быстрый темп речи — это тахилалия. Такой ускоренный ритм может появиться у ребенка, который растет в семье, где так разговаривают его родители или близкие родственники. Склонными к этому нарушению считают психологически неуравновешенных, легко возбудимых детей.

  1. Дислалия.

Дефекты произнесения звуков у людей, которые хорошо слышат и обладают нормальным голосовым аппаратом — это дислалия. Человек пропускает звуки, меняет одни на другие, искажает их без видимой на то причины. При дислалии требуется не только консультация и работа дефектолога, но и заключение о состоянии здоровья со стороны стотматолога, отоларинголога и невролога.

  1. Ринолалия.

Ринолалия — нарушение, которое тоже проявляется искажением произношения звуков. Но в отличие от дислалии, оно связано с дефектами голосового и речевого аппарата. Например, это может быть физиологически неправильное строение речевых органов. Струя воздуха выходит не в том направлении, которое требуется для формирования правильного звука из-за неправильной работы мышц неба и стенок глотки. В таком случае также может появиться гнусавость.

  1. Дизартрия.

Относится к тяжелому нарушению речи с длительным коррекционным комплексном маршруте. Возникает из-за поражения центрального отдела речедвигательного анализатора, который находится в головном мозге. Может измениться скорость речи, произнесение отдельных звуков, измениться весь голос. Отклонения лечат с помощью аппратных методов коррекции головного мозга, разных видов и техник массажей, коррекционной работы логопеда, дефектолога, нейропсихолога.

  1. Заикание.

Заикание — нарушение достаточно распространенное. Похожие на судороги движения гортани и речевого аппарата, которые чаще всего возникают в начале слова, предложения, заставляют человека повторять один и тот же звук несколько раз.

Мало кто знает, что у заикания есть четыре фазы, которые постепенно переходят одна в другую, если человек не обращается за профессиональной помощью.

  1. Алалия.

Тяжелое нарушение речи. Это сильная недоразвитость или полное отсутствие речи. Алалия может быть: сенсорной, моторной или сенсо-моторной. Нарушение происходит, если поражены корковые речевые центры головного мозга. Случится это может еще внутриутробно или в первые несколько лет жизни. Позднее появление речи, бедный словарный запас и нарушение произношения звуков —  все это признаки алалии, которые приводят к плохой успеваемости в школе.  При таком тяжелом нарушении речи необходим комплексный подход нескольких специалистов: аппаратные методы коррекции головного мозга, разные виды массажа, занятия с логопедом, дефектолом, нейропсихологом.

  1. Афазия.

Распад речи. Такой диагноз ставят, если человек частично или полностью перестал разговаривать, то есть просто утратил свои речевые навыки. Это происходит из-за поражения тех отделов мозга, которые отвечают за слух и артикуляцию, но при этом человек продолжает все слышать. Понимание речи — это анализ звуков.А произношение — это еще и система движений артикуляционного аппарата. Именно в них происходит сбой при афазии.

  1. Дислексия.

Это расстройство связано с нарушением и проблемами чтения. Оно вызвано недостаточным формированием необходимых для чтения психических функций. Во время чтени я человек постоянно повторяет типичные для себя ошибки — смешивает или меняет звуки, читает по слогам, не понимает смысл прочитанного.

  1. Дисграфия.

Нарушение письма. На дисграфию указывают такие постоянно повторяющиеся ошибки как пропуск букв в слогах и словах, зеркальное написание букв и цифр, замены сходных в написании букв (напр.: ш на щ), замена букв со сходным звучанием (напр.: ц на с), неправильное построение предложений, нарушение грамматической согласованности слов. Исправление дисграфии следует вести в комплексе с улучшение почерка, занятиями по каллиграфии, так как у  таких детей не разборчивый и не ровный.  Дисграфия возникает при сбое в работе системы высшей нервной деятельности. Следовательно необходимо вести работу над правильной работой всех структур головного мозга с помощью аппаратных методов коррекции.

  1. Аутизм ( расстройство аутистического спектра, РАС).

Это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами, которое начинает проявляться еще в раннем детстве. В целом аутизм- это нарушенное восприятия внешних стимулов, связанное с гиперактивностью мозга, из-зи которой человек не успевает соединять и анализировать все то, что он видит, слышит и чувствует. Это приводит к трудностям в общении с людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, затрудняет адаптацию к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками. Они совсем по-другому реагируют на любые прикосновения. Из-за особенностей восприятия человеческого голоса, люди с аутизмом не различают другие голоса и звуки. Они очень болезненно реагируют на громкие звуки.

Во всем мире еще не нашли лекарства от аутизма, но он с успехом корректируется с помощью комплексного подхода развития.

      У детей с любым нарушением речи также в силу тех или иных причин страдает моторная база. Это наблюдается со стороны крупной, мелкой и артикуляционной моторики. Поэтому достичь успешных  результатов возможно  с помощью чередования занятий у дефектолога с  занятиями у нейропсихолога. А  также применение аппаратных методов коррекции.